Учебно-познавательная деятельность студентов

Современная педагогика » Учебно-познавательная деятельность студентов

Страница 4

создание проблемной ситуации с обязательным позитивным финалом, решение проблемы должно быть осуществлено самими студентами;

создание оптимистической установки ("Ты, конечно же, можешь!", "Ты справишься, я верю в твои силы" и т.д.);

поощрение, одобрение, доброжелательность в поведении педагога;

создание ситуаций, предполагающих личную ответственность за общий исход дела;

приведение примеров из жизни, науки, производства;

возбуждение интереса к знаниям повышенной сложности, стимулирование пытливости, смекалки, с обязательным указанием путей достижения цели;

формирование установки на коллективную деятельность, подкрепление стремления к познавательному общению.

Одним из условий модульного обучения является принцип культивирования удачи, поскольку неудачи - основной барьер на пути личностного и профессионального саморазвития студентов. Необходим симбиоз эмоционального раскрепощения и учебной активности для того, чтобы студент почувствовал радость и удовольствие от собственного труда как интеграционной составляющей общечеловеческой культуры [35].

В свою очередь неконструктивные социальные установки (типа "Чего от тебя можно ждать!"), ведущие к интенсивным негативным эмоциям (страха, вины, обиды и т.п.), детерминируют появление познавательных барьеров, затрудняют ситуацию взаимодействия и искажают восприятие партнера [14].

Таким образом можно утверждать, что переживания неотделимы от познавательного акта, поскольку "сознание - не только знание, но и переживание" [59].

На наш взгляд, сильнейшим социальным регулятором технологически организованной учебно-познавательной деятельности, главным механизмом её интенсификации является субъектность. Как справедливо отмечает Е.Н. Волкова, субъектность выражает определённую позицию личности и раскрывает те характеристики личности, которые определяют её отношение к деятельности [12]. Атрибутами субъектности, влияющими на интенсификацию познавательной деятельности, являются:

активность,

сознательность,

ответственность,

высокая самооценка,

готовность к саморазвитию и самоуправлению.

Для осознания себя субъектом собственной деятельности и отношений нужна специфическая внутренняя позиция личности. Б.С. Братусь, описывая внутренний план личности, способной к диалогическому взаимодействию, включил в него следующие свойства:

отношение к другому как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода "человек";

способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения;

творческий, целетворящий характер жизнедеятельности;

потребность в позитивной свободе;

способность к свободному волепроявлению;

возможность самопроектирования будущего;

вера в осуществимость намеченного;

внутренняя ответственность перед собой и другими;

стремление к обретению общего смысла своей жизни.

Такая внутренняя позиция личности и обеспечивает способность к саморазвитию [9].

Вопрос о субъектах в технологическом обучении имеет принципиальное значение, поскольку судьба технологических инновация прямо зависит от субъект-субъектных отношений педагога и обучающегося. Субъект - это не только человек, познающий и преобразующий окружающий мир, обладающий сознанием и волей, но и ещё тот, кто способен к организации своей активности. "Организация личностью своей активности сводится к её мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для её осуществления" [1]. Субъекта отличает желание самому определять свою судьбу, образ жизни, стремление раздвигать рамки реальной независимости и компетентности. Такому пониманию субъекта А.И. Пригожин противопоставляет зависимого исполнителя ("приказчика"), получающего свою компетентность от других и реализующего её в заданном объеме и режиме [44].

Внедрение образовательных технологий требует становления субъектности не только от педагога, но и от студента. Работа студента в технологическом режиме требует от него культуры интеллектуального труда, самостоятельности, активности, инициативы, смены личностных ориентаций и мотивационных установок. Все личностно ориентированные технологии базируются на синергетическом постулате о самоорганизации человеческого сознания. Именно эти технологии способны создать условия для пробуждения этого сознания и указать ориентиры личностного потенциала самоорганизации. Так, например, в работах модульных технологов (П.А. Юцявичене, М.А. Чошанова, Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова и др.) прямо сказано о том, что модульное построение учебного курса побуждает самостоятельно изучать данную науку, позволяет осмысливать свои переживания и эмоции, строить индивидуальную картину мира. Любая технология переходит от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам. Целевая установка учителя - "с предметом к ученику" - меняется на установку - "с учеником к предмету". Следствием такого образовательного процесса является развертывание субъектности студента. С позиции любой технологии (не только модульной) студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Работать в технологическом режиме сможет только тот студент, который сменил обывательскую, потребительскую позицию на активную, тот, у кого появилась готовность взять на себя ответственность за своё учение, тот, кто способен к самоактуализации. Переход к новому качеству образовании возможен только на основе становления субъектности обоих участников образовательного процесса. Субъектность служит основой для готовности пользоваться новыми образовательными технологиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Проблемы и особенности развития дошкольного образования для детей с нарушением слуха в Красноярском крае
Имеющийся опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательных учреждений позволяет выделить возникающий ряд проблем в Красноярском крае: – не разделены полномочия муниципальных и краевых психолого-медико-педагогических комиссий; – т ...

Разработка задач для проверки знаний и умений учеников в соответствии с требованиями проекта стандарта 2010 года по теме «Функции»
При первом появление понятия функции следует отказаться от четкой формулировки определения. В ныне действующих учебниках нет единства в вопросе определения функции. Поэтому целесообразно вводить определение понятия в 9 классе, а до этого строить теорию при отсутствии определения. Определение функци ...

Обучение иностранному языку с использованием компьютерных технологий: мультимедиа комплекс "Linguist"
Язык как средство общения постоянно развивается, меняется структура языка, грамматика, произношение, написание слов, примером могут послужить нововведения в немецком языке, где поменялись правила написания слов, в английском языке практически не используются некоторые формы будущего времени, сущест ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru