Влияние анализаторов на усвоение детьми действий связанных с количеством

Современная педагогика » Формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста » Влияние анализаторов на усвоение детьми действий связанных с количеством

Страница 1

Успешное формирование счетной деятельности, особенно на ранних ступенях развития, возможно лишь при участии движений, речи, взаимодействии всех анализаторов.

Двигательный компонент (показ на предметы счета, круговое движение рукой при подведении итога) проходит свой путь развития:

- вначале ребенок передвигает предметы,

- потом прикасается к ним,

- затем указывает на предметы на расстоянии,

- выделяет предмет лишь глазами, не опираясь на практическое действие.

Подобная перестройка совершается постепенно.

В процессе овладения счетом происходит развитие и речевого компонента:

- от громкого называния слов-числительных в процессе счета;

- переходит к называнию их шепотом,

- затем лишь шевелит губами,

- произносит их мысленно (т. е. в плане внутренней речи).

В процессе освоения счета речевое и двигательное действие проходит общий путь развития:

- от внешнего, развернутого действия

- к внутреннему, свернутому.

Движение глаз и произнесенное слово выполняют функцию дробления множеств. Постепенно слово и движения глаз начинают заменять действие руки, становясь основным носителем счетного действия.

На восприятие детьми численности оказывают влияние различные качественные и пространственные свойства предметов:

- способ расположения предметов в пространстве;

- величина занимаемой ими площади;

- длина и плотность ряда предметов;

- размер, цвет, форма, назначение.

Это свойственно в основном детям младшего дошкольного возраста (2—4 года) и объясняется недифференцированностью восприятия, недостаточно развитой способностью абстрагироваться от несущественного признака при восприятии и оценивать количество по заданному признаку. При восприятии и воспроизведении у детей множеств доминируют наиболее яркие признаки (цвет, расположение). Опознавательным признаком на данном уровне является не количество, а однородность по цвету, форме, пространственному расположению.

В зарубежной и советской психологии эта особенность восприятия детьми количества нашла отражение в работах Ж. Пиаже, Л.Ф. Обуховой.

Л.Ф. Обухова выявила последовательность освоения детьми принципа сохранения количества. От отсутствия понимания сохранения, когда видимое выдается за действительное, дети переходят к пониманию сохранения на небольших количествах и к полному признанию сохранения количества (инвариантности), неизменности количества при различных его видоизменениях.

Для понимания независимости количества предметов от их несущественных свойств необходимо осмысление детьми противоречий между внешними признаками предметов, познаваемыми визуально, и числовыми, познаваемыми на основе счета. По мнению Ж. Пиаже, это выражается в усвоении идеи числа таким образом, что число объектов в группе «сохраняется» независимо от того, как их растасовать или расположить.

В работах психологов и математиков-методистов выявлена также зависимость воспроизведения детьми количества (адекватность, неадекватность) от способа расположения предметов в пространстве: линейного и в виде числовой фигуры.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Модели мышления как системы
Появление темы формирования мышления как образовательного результата связано с известным тезисом Э.В. Ильенкова: «школа должна учить мыслить» [10]. Но перевод этого философского тезиса в практический план требует «положить» в качестве исходной какую-либо модель мышления: одних общефилософских рассу ...

Методы и формы осуществления краеведческого подхода в преподавании экологии
Изучение и анализ передового опыта в организации учебной краеведческой работы и экспериментальные исследования позволяют установить, что образовательно-воспитательная эффективность краеведческого подхода зависит от сочетания различных методов и приемов его осуществления (Сафиуллин, 1979). Классифик ...

Теоретическое обоснование и принципы логопедического воздействия
При устранении нарушений письменной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма в коррекционной школе должна быть тесно связана с развити ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru