Успешное формирование счетной деятельности, особенно на ранних ступенях развития, возможно лишь при участии движений, речи, взаимодействии всех анализаторов.
Двигательный компонент (показ на предметы счета, круговое движение рукой при подведении итога) проходит свой путь развития:
- вначале ребенок передвигает предметы,
- потом прикасается к ним,
- затем указывает на предметы на расстоянии,
- выделяет предмет лишь глазами, не опираясь на практическое действие.
Подобная перестройка совершается постепенно.
В процессе овладения счетом происходит развитие и речевого компонента:
- от громкого называния слов-числительных в процессе счета;
- переходит к называнию их шепотом,
- затем лишь шевелит губами,
- произносит их мысленно (т. е. в плане внутренней речи).
В процессе освоения счета речевое и двигательное действие проходит общий путь развития:
- от внешнего, развернутого действия
- к внутреннему, свернутому.
Движение глаз и произнесенное слово выполняют функцию дробления множеств. Постепенно слово и движения глаз начинают заменять действие руки, становясь основным носителем счетного действия.
На восприятие детьми численности оказывают влияние различные качественные и пространственные свойства предметов:
- способ расположения предметов в пространстве;
- величина занимаемой ими площади;
- длина и плотность ряда предметов;
- размер, цвет, форма, назначение.
Это свойственно в основном детям младшего дошкольного возраста (2—4 года) и объясняется недифференцированностью восприятия, недостаточно развитой способностью абстрагироваться от несущественного признака при восприятии и оценивать количество по заданному признаку. При восприятии и воспроизведении у детей множеств доминируют наиболее яркие признаки (цвет, расположение). Опознавательным признаком на данном уровне является не количество, а однородность по цвету, форме, пространственному расположению.
В зарубежной и советской психологии эта особенность восприятия детьми количества нашла отражение в работах Ж. Пиаже, Л.Ф. Обуховой.
Л.Ф. Обухова выявила последовательность освоения детьми принципа сохранения количества. От отсутствия понимания сохранения, когда видимое выдается за действительное, дети переходят к пониманию сохранения на небольших количествах и к полному признанию сохранения количества (инвариантности), неизменности количества при различных его видоизменениях.
Для понимания независимости количества предметов от их несущественных свойств необходимо осмысление детьми противоречий между внешними признаками предметов, познаваемыми визуально, и числовыми, познаваемыми на основе счета. По мнению Ж. Пиаже, это выражается в усвоении идеи числа таким образом, что число объектов в группе «сохраняется» независимо от того, как их растасовать или расположить.
В работах психологов и математиков-методистов выявлена также зависимость воспроизведения детьми количества (адекватность, неадекватность) от способа расположения предметов в пространстве: линейного и в виде числовой фигуры.
Тонкости педагогики:
Система профессионального образования
Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной основной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе (училище) низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе ...
Проектная деятельность учащихся
Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой "Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных н физических возможностей, волевых ...
Система оценивания результатов по аудированию в ЕГЭ
Результаты единого государственного экзамена по иностранным языкам в 2010 году представлены в тестовых баллах сертификата ЕГЭ по стобалльной шкале. Определение результатов осуществляется в 2 этапа: подсчет первичных баллов за выполнение экзаменуемыми заданий в четырех разделах экзаменационной работ ...