Принятые меры позволили к середине 70-х гг. значительно улучшить состояние с преподавательскими кадрами в университетах: за 1863-1874 гг. получили докторские и магистерские степени более 780 человек по университетским кафедрам, в результате в 1875 г. в 6 российских университетах из 321 профессора и доцента 264 окончили отечественные университеты, более 80% из них были в возрасте до 50 лет. По числу защищенных магистерских и докторских диссертаций в 60 — 70-е гг. лидировал Петербургский университет. Однако общее число профессоров в российских университетах оставалось намного меньшим, чем в примерно равных по числу студентов западноевропейских университетах (например, 120 в Берлинском и около 50 в Московском) [1].
Общедемократический подъем конца 70-х — начала 80-х годов оказал огромное воздействие на университеты. Под влиянием растущего общественного возбуждения, активизации революционной деятельности народников студенты начали принимать все более деятельное участие в разного рода публичных мероприятиях: юбилеях прогрессивных писателей, петициях, похоронах передовых общественных деятелей, затем сходках и демонстрациях. С весны 1878 года передовое студенчество принимает активное участие в общественных выступлениях против произвола властей. Осенью и зимой 1878 года студенты Петербургского, Харьковского и Московского университетов обратились с петицией к наследнику престола великому князю Александру Александровичу (будущему императору Александру III). В петиции содержались просьбы о предоставлении корпоративных прав, разрешения касс взаимопомощи, сходок и других «прав человека». Подобные петиции подавались и студентами Петербургской Медико-хирургической академии, Харьковского ветеринарного института и других высших учебных заведений страны. В ряде случаев студенческие демонстрации были разогнаны полицией и казаками [3].
Академический конфликт стал приобретать политический характер.
В ответ на студенческие волнения правительство в изданных в 1879 году «Временной инструкции для университетской инспекции» и «Правилах для студентов» постановило: студенческие сходки, собрания, спектакли, а также подачу адресов и петиций запретить, усилить полицейский надзор за студентами. В обязанности инспектора теперь входило наблюдение за студентами во внеучебное время — посещение их квартир, вечеринок, изучение характера, интересов, дружеских связей каждого студента.
Устав 1863 г. и последовавшие изменения в жизни университетов, участие студентов в общественном движении в 60-70-е гг. — все это вызывало неоднозначное отношение в правительстве, обществе и внутри самих университетов. Консервативно настроенная часть общественности считала, что университетское самоуправление в России недопустимо, что университетские свободы негативно влияли на молодежь, и поэтому требовала пересмотра устава в сторону усиления правительственного контроля за университетами.
Тонкости педагогики:
Меры предосторожности и реакция ВОЗ на радоновую опасность
Снижение концентрации радона в домах. Уровни концентрации радона можно снизить путем: • улучшения вентиляции дома; • предотвращения проникновения радона из подвальных помещений в жилые комнаты; • усиления вентиляции под полом; • установки системы для удаления радона в подвальных помещениях; • герме ...
Исследование значения нравственного воспитания в работе с
гиперактивными детьми
Для проведения исследования по данной теме предлагаются следующие методы: Теоретические методы: изучение научно-методической литературы по теме исследования; эмпирические методы – анкета; сравнение и обобщение. С целью практического обоснования вводов, полученных в ходе теоретического изучения проб ...
Результаты исследования успеваемости при традиционном обучении
Практической базой исследования является Иртышская средняя общеобразовательная школа № 1. В настоящее время в школе проводятся традиционные уроки, на уроках преобладает классический стиль субъектно-объектных отношений, где ученик выступает как объект обучения. В процессе работы по данной теме были ...